Путь провокатора
Каждый достоин 15 минут позора. Так не говорил Энди Уорхолл
Пристальное внимание к таланту Фарелли помогли выделить аж 39 принципов, которые можно использовать практически для формирования провокативных отношений. Действуя в духе здорового садизма, он добивался стремительных изменений в поведении и чувствах своих изолированных клиентов, а потом, как водится, вынес этот метод на рассмотрение более широкой публики. Научно доказано, что эти принципы поведения работают не только в психологии. Иллюстрации Александра Макарова позволят представить Вам метод Фарелли.
Я, правда, не уверен в том, что это когда-нибудь тебе пригодится. Ты ведь одинок, у тебя нет семьи. Кроме того, ты – безработный и никогда не находился в одном помещении с людьми. А если ты всё-таки имеешь счастье где-то работать, то у тебя дела идут как по маслу, и люди, которые зависят от тебя, всегда реагируют с пониманием и делают всё возможное, чтобы тебе было легче жить. Все твои сотрудники бодры, веселы и никогда не отлынивают от работы, проявляют чудеса мотивации, не тормозят. Если я ошибаюсь, тогда – представь, что ты терапевт (директор, менеджер, советник, человек, который хочет чего-то добиться от деморализованного и демотивированного «клиента») и Учись у Фарелли
- Входи в физический контакт.
- Используй шутливый тон; меняй на гипнотический, если клиент задумался; будь в замешательстве, если не знаешь, что делать.
- Невербально отзеркаливай клиента.
- Используй анекдоты.
- Фокусируйся только на клиенте.
- Никогда не помогай клиенту!
- Не следуй логике в последовательном ходе сессии.
- Будь выпадающим из темы и даже глухим.
- Помни, что цель – провоцировать поведение, соответствующее ситуации.
- Иди вперёд за эмоциями.
- Будь слеп к останавливающим тебя сигналам клиента.
- Описывай клиенту, что значат его жесты.
- Всегда уточняй, что клиент имеет в виду.
- Используй транс клиента для внушений.
- Будь серьёзным к травматическом опыту клиента, всё выспроси, потом – действуй.
- Веди себя неестественно, точно так же, как ведёт себя клиент.
- Перебивай его, «не давай и слова сказать».
- Передразнивай клиента.
- Показывай клиенту, как реагирует на него аудитория.
- Неправильно интерпретируй (позитивно) коммуникативные трудности клиента.
- Спокойно констатируй, что ничего не меняется к лучшему.
- Тупо подрывай ожидаемую клиентом обратную связь.
- Заставляй повторять клиента найденные им «истины».
- Широко и интенсивно используй свою фантазию.
- Всё всегда сильнее и отчётливее, чем кажется на самом деле.
- Используй абсурд, как это делал Дали.
- Давай абсурдные толкования проблем.
- Выделяй и усиливай установки клиента вплоть до разрешения проблемы.
- Клиент всегда дерьмо.
- Выставляй напоказ телесные недостатки клиента.
- Разрушай культурные, половые и сословные стереотипы.
- Сам войди в состояние хихикающего подростка.
- В то же время будь тёплым и понимающим.
- Следуй своей интуиции.
- Включи «внутренний телевизор» и наблюдай за всеми участниками процесса.
- Обращай вину с субъекта на окружение и наоборот.
- Принимай разные стороны конфликта.
- Требуй, чтобы клиент выступал интересно.
- Будь всегда безумнее клиента.
Инструкция по применению от мастера провокативной терапии
Веди процесс!
Налаживай контакт взглядом, прикосновениями, похлопыванием, дружеским
поталкиванием. Особенно если ты видишь, что клиент избегает контакта
или переживает сильные эмоции. Шутливо-дразнящий голос терапевта
сменяется гипнотическим, если клиент замешкался и тормозит. Если клиент
зациклено повторяет что-то, терапевт говорит в замешательстве: «Ох, ты –
очень сложный случай для меня, старика». Фарелли отзеркаливает,
тщательно подстраиваясь к позе, жестам, темпу и выражению клиента, и
концентрируется на нём: реакция зала и других людей совершенно не
замечается терапевтом. Анекдоты, метафоры, шутки – всё идет в багаж
терапевта.
Никогда не «помогай» клиенту: никаких серьёзных советов.
То, что происходило в разговоре секунды назад вполне может быть
забыто, как будто этого и не было! Все зацикленности подавляются,
навязчиво высказываемые идеи обесцениваются например, невнимательным
переспрашиванием: «Я забыл… так, о чём вы говорили…», или повторением
«скучным голосом» или уводятся в сторону «посторонними» уточнениями сути
дела. Терапевт не щеголяет интеллектом, не анализирует, если это не
вызывает эмоций.
Провокация в латыни означает выявление, извлечение факта. Помни об этом.
Как обнаружить, что ты достигаешь цели? Клиент обороняется, начинает
себя утверждать, раскрывает свои способы защиты, но в результате
выражает чувства, связанные с теплом, заботой, любовью и дружбой. Тогда
ты достиг цели.
Правила поведения в провокативной психотерапии
Первое – вперёд за эмоциями! Любые средства хороши,
любые рожи и прерывание клиента «на самом интересном месте». Всё, что
связано с сексом — идёт в оборот. Если клиент протестует, требует
прекратить что-либо, продолжай, с удвоенной энергией! Ты должен
добиться, чтобы тебе сказали – «Нет! Хватит!»
Если терапевт замечает значимые жесты и позы, он тут же ставит их клиенту на вид, и спрашивает, что произошло, например:
- Почему ты схватился за свою промежность? Что-то случилось?
Терапевт уточняет и побуждает, если клиент начинает смазывать и путаться:
- Ты говорила, что у тебя веские причины не разводиться. Назови хотя бы три!
Если клиент подаёт признаки транса: заморгал, задышал, остолбенел,
посмотрел как бы вглубь себя, терапевт не пренебрегает внушением
гипнотическим голосом, например: «Каждый человек в глубине себя точно
знает….», и, далее, что именно знает каждый человек.
Если клиент сообщает о травмирующем опыте, терапевт серьёзно и
по-роджерсовски вчувственно расспрашивает о деталях. Конгруэнтность.
Пауза. Серьёзно так и с выражением. «Это ведь действительно, на всю
жизнь! Ты до последних дней своих будешь чувствовать эту вину».
Если клиент сник, потух, но говорит о чём-то, чего хочет достичь, скажи
ему: «Да, я не видел более увлечённого человека! Ты так возбуждён этим!»
Средства провокации
Перебивай речь клиента. Не будь вежливым. Сделай так, чтобы клиент и
аудитория перестали понимать, о чём речь. Фарелли давал сказать клиенту
не более двух предложений. И тут же театрально копировал мимику клиента,
добиваясь реакции аудитории и показывая, чем именно вызвал эту реакцию.
Если клиент замешкался, следует неправильно интерпретировать это: «Он
собирается вам ответить! Сейчас он обдумывает, как». Если клиент
говорит, что он понял, что ему уже стало лучше – спокойно и с юмором
скажи, что всё не так хорошо: «Не обманывайся. Ты вряд ли вообще сможешь
стать здоровым». Или: «Тебе кажется. Это временное улучшение. Проблемы
вернутся с новой силой». «Если ты мне не веришь, спроси моего брата», —
это, кстати, гарантирует взрывную реакцию аудитории.
Если клиент получает поддержку аудитории, разрушайте, искажайте её. «Да,
они по-настоящему сочувствуют тебе. Может быть. Они просто рады, что
это произошло не с ними».
Клиент «созрел» и что-то важное понял – образовал новую ценность, нашёл единственно верное решение и высказал чётко и громко. Переспроси. Если возможно – пойми его неправильно.
Усиливайте свою фантазию, особенно в абсурдных решениях клиентской ситуации. Абсурд должен быть театрально сыгран до конца и подробен в мелочах, талантливее, чем смог бы сам Сальвадор Дали. Все ситуации значат гораздо больше, всё слишком замечательно, всё так ужасно! Но на самом деле всё не так, как клиент думает и значит совсем другое…
- Купи себе инвалидную электроколяску. Поставь динамики помощнее.
Будешь кричать: «Эй, уступите дорогу. Едет победитель конкурса «Инвалид
года»!
Как-то раз Фарелли позвонил пьяный человек, вышел только что из тюрьмы, и
попросил приютить его холодной зимой. Фарелли посоветовал ему стать
посреди проезжей дороги, спустить штаны, взять в руку член, и, наяривая,
кричать в небеса: «Иисус грядёт, и я иду!» Помощь придёт в минуты! Ты
быстро найдёшь приют.
Серьёзным голосом дай клиенту абсурдное объяснение его проблемы.
- Я не в контакте со своими чувствами.
- А откуда ты?
- Я из Семипалатинска.
- В этом-то всё и дело. Ядерные испытания привели к тому, что 84%
населения там благодаря мутациям не проявляют никаких эмоций. Твой
случай – чистая генетика. Мы ничем не можем помочь!
Проблема клиента – в его достоинствах. Усиливать достоинства следует так же до предела. Например, вот очень красивая девушка, жалуется на то, что её не любят мужчины.
- Ты так сексапильна! Да что там, все видят! Разве ты нуждаешься, чтобы тебя кто-то любил? Зачем тебе эти проблемы?
Что делать с я-концептами клиента
Клиент — по-любому дерьмо. Клиент всегда не прав. Вот, женщина жалуется на плохой сон, Фарелли внимательно смотрит на её лицо:
- Ты говоришь, что бессонница? Да действительно… Твои глаза… Как две дырки от мочи на снегу…
Усиливайте и высмеивайте телесные недостатки. Если клиент полный и
страдает от веса, сравните его с рекламным образом дутого толстяка с
рекламы Мишлен. Или так:
- У меня проблемы. Асимметричная грудь. Я боюсь встречаться с мужчинами.
- Ты знаешь, тут возможны три варианта. Мужчины очень любят трогать
сиськи, и ты обязательно с этим столкнёшься. Знаешь, что тогда случится?
Один увидит и с криком убежит от твоего уродства. Другой покраснеет и
скажет: «Я всегда хотел калеку». А третий… Это самый желанный вариант…
Он, задрав твою маечку, тут же побежит за Поляроидом. Иначе ему не
поверят друзья!
Если над клиентом довлеют культурные или иные стереотипы, довление нужно разрушить:
- Я тренер менеджеров.
- Кто? Ты?! Ты тренируешь менеджеров? Это наверное, бэби-менеджеры, воспитатели из детсада?
Что происходит в душе провокатора
Терапевт входит в состояние подобно подростку, подсмеивающемуся и
подшучивающему над всеми, как обычно бывает в кампаниях. Так называемое
бугага-состояние. При этом он остаётся тёплым, как будто он родственник
или старый друг клиента. И, конечно, прислушивается к своей интуиции.
Терапевт, коуч представляет ситуацию жизни клиента как на большом
телеэкране, выделяет самые яркие проявления, постоянно наблюдает за
клиентом краем глаза. Когда приходит время, он врывается в ситуацию и
точно описывает, что он чувствует, слышит и даже чем пахнет в этой
ситуации. Все персонажи действа реальны и стоят рядом с ним.
Стратегические принципы Фарелли
Превращай вину. Если клиент обвиняет общество, то винить нужно клиента, и наоборот!
Вот, бизнес-коуч на семинаре жалуется на себя, что плохо чувствует потребности клиента:
- Да всё не так! Эти менеджеры на самом деле оборзели! Нафиг они нужны, вообще, если бы их не было, бизнес шёл бы как по маслу!
Перемени позицию. Если клиент «застрял», встань напротив и действуй со
стороны, которую обличает клиент. Говори, что он не прав и ему предстоит
мириться с несправедливостью. Когда клиент начнёт протестовать, скажи,
что он не сможет измениться и никогда не сможет стать по другую сторону.
Побуждай клиента выступить ярко и привлекательно.
И последний, ключевой принцип Фарелли. Терапевт должен играть сумасшедшего в гораздо большей мере, чем клиент.
Послесловие от редактора
Тренируя своё мастерство актёра и шута, ты достигнешь небывалых высот. Твои выступления пройдут во многих городах. Твой час индивидуального коучинга будет продаваться по триста баксов и выше. Ты будешь получать небывалое удовольствие от работы, издеваясь над успешными людьми. Если ты далёк от психологии и слово «коуч» тебе чуждо, ты заткнёшь за пояс забронзовевших и потрёпанных современных телеюмористов. Знай, что технология работает только в замкнутых сообществах и что провокация – это мастерство хозяина положения, а не раба. Самые лучшие результаты получаются в том случае, если все привычные средства исчерпаны. Учитывай, что равные тебе иногда будут бить прямо в твой глаз. Пойми, что все приёмы Фарелли не подлежат тупому копированию: ничего в точности повторить не получится. Но если ты постигнешь суть метода (ещё говорят – метапсихологию), и освоишь его, то легко выйдешь из любого тупика общения и даже управления людьми.
Если говорить об истории метода, то он бы точно не состоялся, не придумай Карл Роджерс клиент-центрированную гуманистическую терапию, она дала вчувствование и понимание, ну а природный садизм в достатке обнаруживается не только у Фрэнка. Если говорить о применении – Фарелли универсален. Ну, скажем, чем отличается климат психбольнички в обильных Штатах от климата многодетной семьи или крупной транснациональной корпорации? Вот-вот. Им уже не хватает коучей-шутов, которые обязательно придут на смену скандинавским серьёзным революционно-кричащим придуркам. Если, конечно, последние не бросятся изучать принципы Фарелли, в холодном поту от страха потерять свои больнично-корпоративные контракты. Да-да, это я посвящённым. В нетократию, дудки, капитал и таланты.Принцип №40. Если ты всё прочитал и ничего не понял, позвони в редакцию.
Заставляй повторять клиента найденные им «истины».
Помни, что цель – провоцировать поведение, соответствующее ситуации.
li