Психотерапия

психотерапияПсихотерапия является приоритетным способом оказания помощи клиентам Института, т.к. эффективна при различных психических и психосоматических расстройствах, а также при коррекции предболезненных состояний.

Психотерапия полезна большинству пациентов врачей общей практики, т.е. больных телесными недугами. В процессе психотерапии быстрее осуществляется процесс выздоровления от телесного страдания. С другой стороны, среди этих пациентов обнаруживается до 90% лиц, одновременно страдающих теми или иными психическими расстройствами.

Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Психотерапия часто определяется как деятельность, направленная на избавления человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т.п.).

В противовес физическим методам (медикаментозному лечению и пр.) психотерапия относится к формам лечения, основанным на глубоком личностном контакте пациента с терапевтом. Психотерапевтическое влияние реализуется путем специально структурированных бесед и обсуждений с применением различных когнитивных, поведенческих и других методик. В целях психотерапии нередко используется наведение трансовых состояний, в том числе и гипнотических трансов.

«Каждый, кто старается поддержать впавшего в уныние друга или успокаивает перепуганного ребенка, осуществляет психотерапевтическое воздействие» (Alexander, 1957). Такого рода помощь ищут, в первую очередь, у друзей, семейных врачей и духовников. К ним обращаются значительно чаще, чем к психиатрам, владеющим методами психотерапии.

Однако только психиатр, освоивший методы психотерапии, владеет необходимыми знаниями и умениями, которые позволяют эффективно и своевременно помочь пациенту избавиться от болезненного расстройства.

В Институте проводятся индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

Семейная психотерапия – одно из направлений современной психотерапии.
По мнению семейных психотерапевтов, самым эффективным средством помощи отдельному человеку, всем социальным структурам и человечеству в целом является семья.
В качестве пациента для семейного терапевта выступает не индивид, а вся семья. Доказано, что семья, если ее подтолкнуть в нужном направлении и «запустить» ее положительные силы, способна сама, на основе собственных внутренних ресурсов, помочь своим членам. Тот член семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к психотерапевту, называется «идентифицированный клиент». Данный индивид является своеобразным «козлом отпущения» семьи, взявшим на себя и проявляющим в своем поведении негативность и дисфункциональность внутрисемейных взаимоотношений.

В процессе работы с семьей психотерапевт перестраивает систему внутрисемейных коммуникаций, преодолевая ее негативные стороны и помогая не столько «идентифицированному пациенту», сколько семье в целом.
Для того, чтобы произвести позитивные психологические изменения в семье, психотерапевту необходимо, прежде всего, модифицировать саму семейную систему.
В семьях часто возникает своеобразная ситуация «запутанного клубка» (С. Минухин) — определенная структура внутрисемейных взаимоотношений, где не поддерживаются индивидуальные различия и границы между семейными подгруппами, отдельные члены не могут действовать независимо друг от друга, а семейные связи переплетены и запутаны. В семьях с ситуацией «запутанного клубка» часто наблюдаются психосоматические расстройства, приступы паники и тревожности.

Противоположностью является «разъединенная семья». Здесь имеет место очень плохая чувствительность членов семьи друг к другу и чаще всего возникают проблемы с алкоголем, наркотиками, а дети часто становятся малолетними преступниками.

В ходе семейной терапии вся семья встречается регулярно с одним или двумя терапевтами. Терапевт, наблюдая за отношениями между членами семьи, старается помочь каждому из них осознать особенности его связи с остальными и возможный вклад в решение проблемы семьи.

Важным применением семейной терапии является обучение семей с больными шизофренией более ясному и позитивному общению друг с другом. В семьях, где конфликтность и враждебность находят болезненное выражение и в которых члены семьи слишком вмешиваются в жизнь друг друга, у больных шизофренией чаще возникают рецидивы, чем в тех семьях, где конфликт и враждебность выражаются мягче и где члены семьи уважают независимость друг друга. Тренировочные программы, улучшающие навыки членов семьи по выражен

ию отрицательных эмоций, и позитивные отношения снижают количество рецидивов у больных шизофренией.

Брачная психотерапия или терапия пар – один из вариантов семейной психотерапии терапии – особенно актуальна в настоящее время, когда числоразводов постоянно растет, а семейные пары оказываются не способны решить проблемы, возникшие вокруг их взаимоотношений. Показано, что совместная терапия обоих партнеров успешнее решает брачные проблемы, чем индивидуальная терапия только одного партнера. Брачная терапия также может оказаться высокоэффективной, когда один из партнеров страдает психическим расстройством, симптомы или последствия которого подрывают семейные отношения.
Существует много подходов к брачной терапии, но большинство из них сосредоточено на помощи партнерам в обмене своими чувствами, развитии большего взаимопонимания и чувствительности к нуждам друг друга и выработке более продуктивных способов преодоления своих конфликтов. У некоторых пар при вступлении в брак очень разные и часто нереалистичные ожидания относительно ролей мужа и жены, могущие посеять смуту в их отношениях. Терапевт помогает им прояснить свои ожидания, выработать взаимно приемлемый компромисс и сделать членов семьи ответственными друг за друга. Практика показала, что терапия пар бывает особенно эффективной в группе с другими семейными парами.

Групповая психотерапия во многих случаях оказывается более эффективной, нежели индивидуальная, за счет определенных процессов групповой динамики.
В ней энергия терапевта используется более эффективно, поскольку одновременно идет работа с несколькими людьми. Человек может чувствовать комфорт и поддержку, видя, что у других есть сходные и, возможно, более серьезные проблемы. Человек может учиться косвенно, наблюдая за поведением других и изучая отношения и реакции во взаимодействии с несколькими людьми, а не только с терапевтом. Групповые занятия особенно эффективны, когда они дают участникам возможность приобретать новые социальные навыки путем их моделирования и практической проверки в группе.


Яндекс цитирования