Общение с родителями важнее школы
Учитывая горячие споры вокруг того, как необходимо учить американских детей, может стать неожиданностью информация о том, что учащиеся проводят в школе меньше 15% своего времени. Хотя в том, что школа имеет большое значение, сомнений быть не может, ряд современных исследований напоминает нам, что родительская забота является гораздо более значимым фактором. К примеру, опубликованные в октябре результаты исследования, проведенного учеными Государственного университета Северной Каролины, университета Брайэм-Янг и университета Калифорния-Ирвинг, свидетельствуют о том, что участие родителей – проверка домашних заданий, посещение школьных собраний и мероприятий, обсуждения школьных занятий дома – в гораздо большей степени влияет на успеваемость учащихся, чем школа, в которую они ходят. Другое исследование, результаты которого были опубликованы в Review of Economics and Statistics, показало, что усилия родителей (чтение книг вслух, встречи с учителями) влияют на успеваемость детей гораздо больше, чем усилия учителей или самих детей. Авторы третьего исследования делают вывод, что школам придется увеличить расходы примерно на тысячу долларов на одного ученика (а в условиях напряженной экономической обстановки это маловероятно), чтобы добиться таких же результатов, которых можно добиться через активное участие родителей.
Таким образом, значительную роль играют родители: десятилетия исследований подтверждают, что более высокие результаты, которые демонстрируют дети из обеспеченных семей, во многом являются результатом «согласованного развития детей» в сравнении с более попустительским стилем воспитания, характерным для семей рабочего класса. Однако исследования подтвердили еще один интересный факт: родителям любого уровня достатка вовсе не обязательно покупать своим детям дорогостоящие развивающие игрушки или цифровые устройства, чтобы стимулировать их развитие. В том, чтобы возить детей на развивающие и подготовительные курсы, также нет никакой необходимости. То, что им необходимо делать со своими детьми, это разговаривать.
Но здесь речь идет не просто о любом разговоре. Хотя хорошо известное исследование, проведенное психологами Бетти Харт (Betty Hart) и Тоддом Рисли (Todd Risley), доказывает, что родители, имеющие высшее образование, разговаривают со своими детьми больше, чем менее обеспеченные родители – гораздо больше, ведь к тому времени как ребенку исполняется три года, «словесный разрыв» составляет уже 30 миллионов слов – результаты последних исследований могут многое нам рассказать о том, какие именно беседы дома способствуют успеху детей в школе. К примеру, исследование, проведенное учеными Школы общественного здоровья Калифорнийского университета и опубликованное в журнале Pediatrics, доказало, что двусторонние беседы взрослого и ребенка развивают навыки речи в шесть раз лучше, чем беседы, в которых говорит только взрослый. Такой взаимный диалог дает ребенку возможность самому пробовать формулировать фразы, а также формирует в нем уверенность, что его мысли и мнения важны для окружающих. В процессе взросления эта уверенность позволяет детям из среднего и высшего класса общества решительно отстаивать свои интересы, в то время как учащиеся из рабочего класса зачастую избегают просить о помощи или защищать свое мнение в споре с учителями, как говорится в докладе, представленном на конференции Американской социологической ассоциации, прошедшей ранее в этом году.
Содержание бесед родителей со своими детьми также имеет значение. Дети, которые дома постоянно слышат разговоры о цифрах и счете, приходят в школу с гораздо более обширными математическими знаниями, как утверждают ученые из Чикагского университета – знаниями, которые в будущем помогут им добиться значительных успехов в этом предмете. Психолог Сьюзан Левайн (Susan Levine), проводившая исследование на цифровых словах, также обнаружила, что, если детям рассказывать о пространственных свойствах физического мира – о том, что объекты бывают круглыми, маленькими, острыми – это будет способствовать развитию способностей к решению задач у детей дошкольного возраста.
Хотя темы бесед родителей и детей со временем меняются, их влияние на школьную успеваемость остается довольно сильным. Опять же, то, как родители разговаривают с учащимися средней школы, имеет большое значение. Результаты исследования, проведенного Нэнси Хилл (Nancy Hill), профессором Гарвардской высшей педагогической школы, доказывают, что родители играют важную роль в том, что Хилл называет «академической социализацией» — то есть формированием ожиданий и установлением связи между текущим поведением и будущими задачами (поступить в колледж, получить хорошую работу и так далее). Как утверждает Хилл, ведение подобных бесед оказывает гораздо более серьезное влияние на успеваемость, чем волонтерская работа в школе ребенка, посещение родительских собраний или посещение вместе с ребенком библиотек и музеев. Когда речь заходит о содействии успехам ребенка, очевидно, важно не столько то, что родители делают, столько то, что они говорят.