ДЕТСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (информация для специалистов)
В Институте клинической психиатрии и психологии оказывается специализированная психотерапевтическая помощь детям и подросткам.
Направления деятельности детского психотерапевта:
- консультативно-диагностическая работа;
- оказание специализированной медицинской помощи психотерапевтическими методами, при необходимости — в сочетании с медикаментозной и другой терапией;
- осуществление реабилитации и восстановительной терапии;
- психогигиеническая и психопрофилактическая помощь населению, а также участие в программах охраны психического здоровья;
- повышение знаний медицинского персонала о роли психосоциальных факторов в происхождении, течении и лечении болезней.
Детям и подросткам (от 0 до 18 лет) и их родителям оказываются следующие услуги: индивидуальная консультация врача-психотерапевта детского, индивидуальная консультация врача-психиатра детского, психологическая диагностика психического и интеллектуального развития ребенка, психологическая диагностика индивидуальных особенностей ребенка (характер, эмоциональное состояние, коммуникативные навыки и др.), консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей, семейное консультирование, индивидуальная психотерапия при психических, поведенческих, психосоматических расстройствах у детей и подростков, семейная психотерапия, тренинги, групповая психотерапия, работает Интернет-служба психологической помощи детям и подросткам.
В Институте осуществляется выявление пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, нуждающихся в специализированной помощи.
Вопрос о назначении психотерапевтического лечения, формах и методах терапии решается индивидуально с каждым пациентом, учитывая биопсихосоциальные факторы расстройства, актуальное психологическое состояние пациента, степень адаптации и актуальную ситуацию в семейной и внесемейной сферах общения, наличие и характер мотивации к участию в лечебно-реабилитационных мероприятиях как самого пациента, так и его микросоциального окружения. Цели терапии обсуждаются и формулируются особо при заключении психотерапевтического контракта.
Объем и выбор последовательности психотерапевтических вмешательств зависит от степени выраженности симптоматики, наличия внутриличностных и/или межличностных конфликтов, физического состояния пациента, длительности существования симптоматики, количественных и качественных отклонений в эмоциональной, пове¬денческой, мотивационной сферах, искажения образа Я, дисфункциональных семей¬ных отношений, мотивации на лечение, субъективного отношения к имеющимся на¬рушениям, возможности и желания микросоциального окружения изменяться. В случае сочетания нескольких расстройств у одного пациента актуальность проблем для него и его семьи ранжируется по значимости.
Учитывая специфику индивидуального развития ребенка и особенности психопатологии детского и подросткового возрастов, к числу общих показаний для назначения психотерапии в качестве основного или единственного вида лечения можно отнести:
1) Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства (F4), включая
- тревожно-фобические расстройства (F40);
- другие тревожные расстрой¬ства (F41);
- обсессивно-компульсивные расстройства (F43);
- реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации (F43);
- диссоциативные (конверсионные) расстрой¬ства (F44), за исключением диссоциативного ступора (F44.2);
- соматоформные рас¬стройства (F45);
- другие невротические расстройства (F48), в т. ч. неврастения (F48.0).
2) Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (F9), включая
- гиперкинетические расстройства (F90);
- расстройства поведения (F91);
- смешанные расстройства поведения и эмоций (F92);
- эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста (F93);
- расстройства социального функционирования с началом, характерным для детского и подросткового возрастов (F94);
- тикозные расстройства (F95);
- другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (F 98), в т.ч. энурез неорганической природы (F98.0), энкопрез неорганической природы (F98.1), стереотипные двигательные расстройства (F 98.4), заикание (F98.5).
3) Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и фи¬зическими факторами (F5), включая
- расстройства приема пищи (F50);
- расстрой¬ства сна неорганической природы (F51);
- психические и поведенческие факторы, связанные с расстройствами или заболеваниями, классифицированными в других рубриках (F54);
- злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости (F55).
4) Расстройства психологического развития (F8), включая
- специфические расстройства развития речи (F80);
- специфические расстройства развития учебных навыков (F81);
- специфические расстройства развития моторной функции (F82);
- смешанные специфические расстройства психологического развития (F83);
- общие расстройства психологического развития (F84).
5) Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых (F6),
- прежде всего, патопсихологические формирования личности по какому-либо из типов специфических расстройств личности (F60);
- расстройства привычек и влечений (F63);
- расстройства половой идентифи¬кации в детском возрасте (F64.2);
- расстройства сексуального предпочтения (F65);
- психологические и поведенческие расстройства, связанные с сексуальным развитием и ориентацией (F66).
6) Аффективные расстройства (F3), включая
- маниакальный эпизод (F30), за исключением мании с психотическими симптомами (F30.2);
- биполярное аффективное расстройство (F31);
- депрессивный эпизод (F32);
- рекуррентное депрессивное расстройство (F33);
- хронические аффективные расстройства (F34), в т.ч. циклотимия (F34.0), дистимия (F34.1).
7) Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (F1).
Кроме того, поводом к обращению за специализированной помощью в кабинет детской психотерапии могут стать расстройства и состояния, относящиеся к другим разделам МКБ-10, например:
- Мигрень (G43)
- Расстройства сна (G47)
- Преднамеренные самоотравления (X6, X7)
- Проблемы, связанные с обучением и грамотностью (Z55)
- Проблемы, связанные с адаптацией к изменению образа жизни (Z60)
- Проблемы, связанные с неблагоприятными жизненными событиями в детстве (Z61)
- Проблемы, связанные с воспитанием ребенка (Z62)
- Другие проблемы, связанные с близкими людьми, включая семейные обстоятельства (Z63)
- Консультации, касающиеся сексуальных отношений, поведения и ориентации (Z70)
- Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни Z73), в частности, акцентуированные личностные черты (Z73.1)
Кроме того, психотерапия полезна
- при лечении всех хронических заболеваний у детей и подростков;
- при подготовке к травмирующим процедурам (визит к стоматологу, операции, инвазивные методы обследования).
Критерием необходимости проведения психотерапии при психических и поведенческих рас¬стройствах детского и подросткового возраста служит выявление отклонений, угрожающих нормальному возрастному развитию ребенка, а также ситуации развития, при которых энергия пациента тратится на преодоление внутренних и внешних конфликтов, а не на выполнение задач развития.
При лечении пациентов используются следующие формы (индивидуальная терапия, групповая терапия, семейная терапия) и основные методы психотерапии:
1. Арттерапия
2. Бихевиоральная терапия
3. Гештальттерапия
4. Игровая терапия
5. Когнитивная терапия
6. Куклотерапия
7. Личностно-ориентированная терапия
8. Психогимнастика
9. Психодрама
10. Рациональная терапия
11. Рационально-эмотивно-бихевиоральная терапия
12. Позитивная психотерапия
13. Сказкотерапия
14. Социально-психологический тренинг
15. Трансактный анализ
16. Экзистенциальная психотерапия и др.
Особенностью детско-подростковой психотерапии является акцент на семейную терапию. Использование семейной психотерапии нацелено на устранение нарушений границ между семейными подсистемами, разрешение семейных конфликтов, приводит к снижению частоты рецидивов пограничных психических расстройств.
Интеграция когнитивно-поведенческого, позитивного и системного подходов позволяет использовать краткосрочные модели психотерапии в качестве самостоятельного метода лечения психических расстройств у детей и подростков или этапа семейной психотерапии.
Эффективность психотерапии определяется в параметрах достижения поставленных личных целей и качественных изменений в поведении ребенка в социальных ситуациях, группе ровесников, семье, школе; повышении уверенности в себе; усиления копинг-поведения взамен психологической защиты; устранении искажений образа Я и др.
Преимуществами амбулаторной психотерапии по сравнению со стационарной являются: сохранение имеющегося уровня социальной адаптации, изменение систем отношений внутри реально существующих взаимосвязей и отношений с социальным окружением, отсутствие явлений «госпитализма», особенно вероятных при неврозах из-за адаптивного характера клинических проявлений и имеющихся у пациентов тенденций к ограничительному поведению, а также доступность помощи.