Главная » Статьи » Сотрудники в СМИ

Интервью А.А. Коломейца об аутизме для журнала VladHealth

Интервью А.А. Коломейца об аутизме

- В целом, аутизм – широкое понятие. Если я правильно поняла, специалисты чаще употребляют выражение «расстройство аутистического спектра». К какой категории можно отнести это нарушение? (комплекс нарушений)? Это болезнь? Особое состояние? Психическое отклонение? Или нечто другое?


А.К.: Следует сказать, что наша встреча произошла в связи с тем, что 18 декабря 2007 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, согласно которой 2 апреля объявлено Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. Этот день отмечается с 2008 года с целью повышения уровня информированности об аутизме всех слоев общества. Появление резолюции ОНН было обусловлено большой численностью лиц, страдающих аутизмом, а также ростом его распространенности.

Например, в США за 10-летний период число детей, которым был поставлен диагноз «расстройство аутистического спектра» увеличилось в 6 раз и составило 6 на 1000. Этот рост связан в основном с более тщательной диагностикой, доступностью соответствующих служб и уровнем осведомленности населения о проблеме аутизма. Хотя не исключается появление дополнительных факторов внешней среды.

В Приморском крае общая заболеваемость психическим расстройствами в возрасте до 14 лет включительно составляет 0,3 на 1000, поэтому диагноз детский аутизм устанавливается в единичных случаях.

Аутизм (от греческого autos – сам) долгое время считался исключительно признаком шизофрении. Как термин, так и понятие аутизм в 1911 году ввел в обиход Эйген Блейлер, представивший также и описание группы шизофрений. Только в 1938 году Ганс Аспергер выделил описал одно из расстройств аутистического спектра, которое в последующем было названо синдромом Аспергера. Наконец, Лео Каннер в 1943 году ввел понятие ранний детский аутизм, описав его характерные проявления, которые в настоящее время считаются типичными признаками аутистического спектра.

Детский аутизм – это, прежде всего, общее расстройство развития ребенка, связанное с нарушением развития головного мозга. Понятно, что это психическое расстройство, т.е. болезнь, к сожалению, продолжающееся всю жизнь.


- Если почитать список признаков аутизма, которые должны насторожить родителей маленького ребенка, испугается, наверное, каждый второй. Не секрет, что у многих детей есть проблемы с речью, часто в раннем возрасте встречаются истерики, так называемые «войны в песочницах». А есть тихони, которые замыкаются в себе. При этом существует некий страх родителей – пойти на прием к психиатру. Даже визит к неврологу по поводу настораживающего поведения у ребенка многие будут откладывать в долгий ящик. И все-таки, с какого возраста можно диагностировать «ранний детский аутизм»? Какие признаки поведения у ребенка должны стать поводом обращения к специалисту?


А.К.: Первые признаки детского аутизма появляются очень рано. В младенческом возрасте могут наблюдаться очень бурные реакции плача или испуга в ответ на относительно слабые раздражители, например, звуки. И, напротив, интенсивные воздействия, часто не провоцируют каких-либо реакций у аутичного ребенка. У таких детей могут отсутствовать или будут слабо выражены проявления удовольствия после кормления. Оживление при появлении матери может отсутствовать, тогда как необычный интерес ребенок может проявить к неодушевленным предметам.

С раннего детства у таких пациентов страдает способность использовать речевые навыки для взаимодействия с окружающими. У этих детей речь часто монотонная и невыразительная, не сопровождается вспомогательной жестикуляцией и мимическими реакциями, которые бы соответствовали эмоциональному значению темы коммуникации или ситуации. Они проявляют равнодушие, когда кто-то обозначает намерение вступить с ними в беседу.

Нарушения коммуникации сопровождаются неэффективным социальным взаимодействием. Для этих людей затруднено или вовсе недоступно понимание социальных и эмоциональных сигналов. В результате они не чувствуют и не понимают, как следует себя вести в той или иной социальной ситуации. Порой они похожи на бестактных или невоспитанных людей.

Кроме того, детский аутизм характеризуется ограниченными интересами и активностью, повторяющимся и стереотипным поведением. Эти люди проявляют склонность устанавливать жесткий и раз и навсегда заведенный порядок в повседневной жизни. Ребенок может противиться любым изменениям в порядке кормления, месте приема пищи, перемещениям предметов с одного места на другое. Играют аутичные дети обычно водиночестве, использую предметы неигрового назначения – твердые предметы, обувь и пр. При этом совершают с ними повторяющиеся действия, которые не имеют какого-то смысла.

Довольно часто у таких детей наблюдаются навязчивые страхи, нарушения сна, вспышки гнева и агрессивность. Многие наносят себе самоповреждения, например, путем царапания или кусания.

К сожалению, у большей половины аутичных детей устанавливается умственная отсталость разной степени выраженности.

Следует сказать, что при синдроме Аспергера, в отличие от детского аутизма, нет общей задержки или отсталости в речи или познавательном развитии. Большинство детей имеют нормальный общий интеллект. За счет высокой степени индивидуальности и нестандартности мышления люди с синдромом Аспергера могут оказаться талантливыми в различных областях деятельности. Однако при этом у них, как и при детском аутизме, будет качественно нарушено социальное взаимодействие, а круг интересов и занятий будет узок.


- И все-таки, с какого возраста можно диагностировать «ранний детский аутизм»?


А.К.: Возраст, в котором можно установить аутизм, может быть любым. Однако развивается детский аутизм в возрасте до трех лет.

В случаях расстройств аутистического спектра многие родители замечают необычное поведение ребенка уже в год-полтора, а к 2-м годам на отклонения обращают внимание уже 80 % родителей. Задержка лечения может повлиять на долгосрочный результат, поэтому ребенка следует незамедлительно показать специалисту при наличии любого из следующих признаков: к 12-и месяцам жизни ребенок еще не лепечет, не указывает рукой на предметы, не машет рукой на прощанье, т.е. не жестикулирует; к полутора годам не выговаривает слов; к двум годам не произносит фразы из двух и более слов.


- Прочитала на одном из сайтов историю мамы. Сыну два года, он начинает говорить простыми предложениями, различает цвета. Но в последнее время перестал отзываться на имя. Она рассказывает, что ребенку поставили диагноз «ранний детский аутизм». Возможно ли это? И кто имеет право - устанавливать подобный диагноз?


А.К.: Сообщенные вами симптомы недостаточны для постановки указанного диагноза. Хотя при детском аутизме пациенты часто называют себя в третьем лице, также как это делают дети до трех лет, пока не произойдет отделения «Я» от мира, в котором существует ребенок.

Одного-двух симптомов для постановки любого диагноза недостаточно. Напомню, что для определения аутизма требуется наличие характерной триады аномального функционирования: недостаток и несовершенство социальных взаимодействий; нарушенная словесная и телесная коммуникация с окружающими; ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

Право устанавливать диагноз имеет только врач, а в данном случае – врач-психиатр.


- Могут ли ошибаться врачи в постановке диагноза аутизм?


А.К.: Не ошибаются только Боги. А в данном случае существуют объективные причины, которые могут препятствовать правильной диагностике. Одна из основных - неясность с этиопатогенезом этой группы расстройств. Недаром говорят о синдромах или симптомокомплексах, а не об установленном заболевании с определенными причинами и механизмами развития. Видимо, в рамках этих расстройств со временем выявится множество самых различных болезней.


- На какие основные группы можно разделись детей (людей), страдающих «расстройствами аутистического спектра»?


А.К.: В настоящее время аутистический спектр объединяет несколько расстройств, характеризующихся аномальным поведением, затруднениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченными интересами и повторяющимися поведенческими актами. Это детский аутизм или синдром Каннера, синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство, синдром Ретта и атипичный аутизм. Ряд исследователей выделяет психогенный и соматогенный аутизм.


- Во многих источниках говорится о том, что аутизм – состояние неизлечимое, ребенка лишь можно адаптировать в той или иной степени к окружающей действительности. В то же время есть информация о том, как люди с РДА становились полноценными гражданами общества. Что происходит на самом деле? Если поставили диагноз ребенку, и записали в карточке – это клеймо на всю жизнь?


А.К.: Во-первых, клеймо ставит общество, а врач ставит диагноз. Это общество нетерпимо относится ко всякой инакости, оно нетерпимо не только к страдающим людям. Некоторые не терпят лиц другой национальности, иного пола или возраста. Не говоря уже о том, что люди порой проявляют нетерпимость просто по поводу не сходных взглядов или манеры поведения.

Полностью избавить человека от аутизма вряд ли когда-то удастся. В настоящее время надо ставить реальные цели. Среди них важными являются повышение коммуникативной и социальной компетенции, повышение функциональной независимости и качества жизни аутиста. Одной из важнейших задач выступает смягчение напряжения в семье пациента.

Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии на ранних этапах жизни помогают ребенку освоить навыки самопомощи и общения. Ряд программ нацелены на повышение уровня функционирования, снижение тяжести симптомов и дезадаптивного поведения. Во многих случаях требуется медикаментозная терапия. Однако надо понимать, только комплексная медицинская и психолого-педагогическая коррекция аутизма может дать положительный результат. Требуется как можно более раннее начало индивидуальной работы с аутичным ребенком с постепенным переходом на групповые формы. По данным американских исследователей, раннее (до 3-4 лет) начало коррекции повышает процент успешной интеграции аутистов до 55-60 %.


- Вам, как специалисту, насколько важны причины возникновения аутизма? И насколько мы можем обоснованно говорить об этих причинах? Это последствия вакцинаций? Родовых травм? Внутриутробных болезней? Генетических отклонений?


А.К.: В настоящее время развитие аутизма связывают с мутациями генов на ранних этапах развития плода. Все известные вещества, вызывающие врождённые дефекты, связанные с риском аутизма, оказывают свое воздействие в течение первых восьми недель после зачатия. Важно подчеркнуть, что мутации, вызвавшие развитие аутизма у ребенка, являются новыми, т.е. их не было у родителей. Однако, однажды появившись, в последующем эти мутации будут уже наследуемы.

Есть исследования, в которых формирование аутизма рассматривается как результат неблагоприятного воздействия факторов внешней среды. В числе таких факторов выделяют инфекционные заболевания, растворители, тяжёлые металлы, фталаты и фенолы, используемые в производстве пластиков, пестициды, алкоголь, наркотики, вакцины и пренатальный стресс. Однако строго научных доказательств связи аутизма с воздействием этих факторов не существует.


- Весь мир облетела история шведской девочки, которая страдала тяжелой формой аутизма в детстве. Из этого состояния ей помог вырваться ее отец, потом она об этом написала книгу. Так вот, она говорит о дефиците доверия ребенка к родителям. На Ваш взгляд, это как-то связано с аутизмом?


А.К.: Наверное, нет. Дефицит доверия ребенка к родителям возникает тогда, когда ребенок путем преднамеренного и непреднамеренного «экспериментирования» устанавливает степень надежности каждого из родителей. Ему важно знать, насколько он защищен от невзгод, от пока еще непознанного мира и его невзгод. Если проверки показывают ненадежность защиты со стороны родителей, а ребенок чувствует или понимает свою несостоятельность справиться с трудностями жизни, то такой ребенок, скорее всего, будет испытывать страхи и подавленность. Впрочем, до настоящего времени бытует представление о том, что отсутствие материнской любви и ласки может породить аутизм как реакцию малыша на «мать-холодильник». Такая мать действительно может много породить, но не аутизм, правда, если сама не страдает этим недугом.


- Об аутизме ходит множество легенд, в том числе это состояния приравнивают к гениальности, особой форме одаренности. Встречались ли в Вашей практике гении из мира аутизма?


А.К.: Многие из известных и гениальных математиков, физиков и других отраслей науки, а также писатели и художники страдали аутизмом. Это, по меркам обычных сограждан, странные люди, ведущие уединенный образ жизни, способные отказаться от многих материальных благ, в том числе и от премии в миллион долларов. Однако то, что они могут, большей части здоровых недоступно. Например, умножать многозначные цифры в уме, запоминать книги от корки до корки и пр. И мне довелось встречаться с очень одаренными художниками, у которых наблюдались признаки аутизма. До сих пор их работы радуют меня и моих коллег.


- Что вы можете посоветовать родителям, чьим детям поставили диагноз «ранний детский аутизм». По какому пути пойти? Где и у кого найти шансы спасти ребенка? Улучшить его состояние? Куда с этим ребенком пойти его маме? Есть ли какие-либо специализированные центры на уровне города? Края? Вообще, как много особых детей, страдающих аутизмом во Владивостоке?


А.К.: Во Владивостоке есть краевая детская психиатрическая больница, у которой, кстати, в феврале был 20-летний юбилей. Так вот при этой больнице успешно функционирует центр раннего вмешательства. Туда и следует направляться, прежде всего. В Самаре родилась идея создания проекта «Аутизм в России», в рамках которого функционирует сайт (WWW.AUTISMINRUSSIA.RU). Следует посетить этот сайт тем, кто имеет отношение к проблеме аутизма (родителям, педагогам, врачам, психологам и пр.).

Страдающих расстройствами аутистического спектра у нас также как и во всем мире 5-6 человек на 1000 детского населения. Однако далеко родители не все обратились за помощью своим больным детям. Причин для этого много, но это отдельная тема для разговора.


- Что в идеале – общество и государство должны сделать для того, чтобы жизнь особых детей вышла на более высокий качественный уровень?


А.К.: Для начала хотелось бы, чтобы Проект Специального Федерального Государственного Стандарта Специального Образования Детей с Нарушениями Развития Аутистического Спектра, разработанный в 2011 году в рамках проекта «Аутизм в России», был принят в нашей стране. Его содержание отвечает Декларации ООН о правах ребенка и Конституции РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Второе, это объединение родственников пациентов, страдающих расстройствами аутистического спектра, для взаимодействия между собой, со специалистами, общественными организациями и властями с целью наиболее полной и адекватной помощи аутистам.



Категория: Сотрудники в СМИ | Добавил: AAF (07.11.2013)
Просмотров: 4015 | Рейтинг: 4.2/5

Яндекс цитирования