Главная » Статьи » Избранные публикации

Боль как призыв к жизни

Автор статьи: Марина Сивиль



Боль

В настоящей статье я хотела бы встретиться с переживанием боли в отношениях. Иногда от клиентов в консультировании я слышу, что люди стараются избежать боли всеми средствами – ее прогоняют, от нее абстрагируются, ее стараются прикрыть другими переживаниями, отрицают - в общем делают все, чтобы боль не испытывать. Боль превращается в нечто ненужное, опасное и создается запрет на ее переживание. Поддерживается фантазия, что трудно пережить боль, но гораздо сложнее сдерживать свою боль и тратить силы на постоянное поддержание этого состояния.

Включается самообман – если я не буду обращать на боль внимание, то ее не будет. Это напоминает, как маленький ребенок закрывает ручками лицо и думает что все, что его пугает, перестало существовать. Так, некоторые клиенты говорят: «я живу и не обращаю внимания на свою боль, если я ее начну испытывать, станет гораздо хуже». Или: «я абстрагируюсь от боли – она есть, но я сделаю вид, что ее нет». По большому счету это можно сравнить с тем, что человек говорит – мне не нравится мой палец – надо его отрубить. Также и чувство – оно же Ваше собственное, такая же часть Вас, как и тело. Как можно его прогонять и от него избавляться?

Избавляясь от боли, Вы избавляетесь от самих себя.

Здесь можно сказать, что запрет на проживание чувств является одной из форм проявления не любви к себе, не принятия самого себя. В Библии, Евангелие от Матфея определено: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». К сожалению, не могу сослаться на источник, но там сказано – «А Вы представьте, что тот самый нищий и обездоленный, которого надо полюбить – Вы сами?» Фантазийный пример. Ходит человек по своим делам, живет, а рядом с ним по пятам следует израненный и страдающий другой человек. Сложно представить, что первый скажет раненому – уйди отсюда, убери от меня свои раны, не показывайся, ты мой мираж. Становится до глубины души страшно, когда человек говорит так сам себе. Мы стараемся не умалить страдание другого, но относимся с презрением к собственной боли, корчась в мучениях, и изо всех сил делая вид, что ничего не произошло. «Я в порядке» в таком случае превращается в «Я окаменел». Я не хочу чувствовать, то, что живет во мне. Это напоминает пантомима с грустным лицом, который веселит других, а обманывает сам себя. При этом люди вне сцены понимают какую-то несуразность происходящего, порой даже чувствуя переживаемую другим человеком боль.

Это достаточно тяжкая мука - не обращать внимание на собственную боль.

Отделяя себя от боли, человек отделяет себя и от близких которые бы могли разделить его боль, по-Быть с ним. Полагаю, что боль является очень важной и нужной частью человеческого бытия. Боль свидетельствует, что мы еще живы - что то, что в нас является наиболее значимым и взывает к жизни. Боль призывает нас к жизни, дает почувствовать себя живым. Боль указывает на какую-то потребность, удовлетворение которой является очень важным.

Когда человек закрывается от боли, происходит закрытие и на уровне других чувств – радости, любви, уверенности, доверия, благодарности и пр. Закрываясь от боли, закрываешься и от жизни. Страх боли начинает определять существование человека. И зачастую этот страх переживается гораздо более мучительнее, чем сама боль. Человек в нем вязнет. На группе Арт терапии одна участница нарисовала боль в виде круга с опасными центробежными стрелами. Где метафорично можно принять страх боли в виде замкнутого круга – можно бесконечно ходить по кругу опасаясь переживать чувство боли, но никогда так к ней и не прикоснуться. Монотонность и замкнутость, обреченность.

Отказ от переживания боли также связан и с попытками держать себя и свою жизнь под жестким контролем – если я все буду контролировать, то жизнь состоится в точности такой как я хочу. Это еще одна опасная фантазия, которая обречена на провал. Жизнь непредсказуема, спонтанна и главное ее качество неопределенность. Все это, к сожалению или к счастью, никак не подлежит контролю. Неудача в попытке контролировать может вызвать дополнительную боль. Как нельзя остановить мгновение, также нельзя ухватить жизнь и приказать ей быть такой, как надо человеку.

Открываясь чувству боли, не выбирая жесткий контроль – можно почувствовать все грани жизни, ее спонтанность, динамичность. Как пишет Д. Уэлвуд: «Движение за пределы своих суждений и повествований, чтобы почувствовать это обнаженное качество своей жизни, есть прорыв, который облегчает боль и вырабатывает сострадание к другим». Признав свободу жизни, человек сам становится свободным. Если отойти от привычного и устоявшегося определения и понимания боли, то удивительными кажутся строчки из «Пророка» Калила Джебрана:

«Если бы ваше сердце не уставало изумляться
каждодневным чудесам жизни,
то ваша боль казалась бы вам не менее изумительной, чем
ваша радость».

Боль необходимо уважать, предоставлять ей время и пространство. Когда человек идет на встречу со своей болью – эта встреча случается. И лучше самому пригласить боль на свидание (выбрав столько времени, сколько Вы можете с ней провести) чем она явится к Вам без предупреждения и возможно в самое неподходящее время. Часто боль пытается найти выход через слезы. Но некоторым сложно позволить себе плакать – кто-то боится «потерять лицо», кто-то думает, что не сможет остановиться, если начнет плакать. Слезы воспринимаются как непозволительная слабость.

Кларисса П. Эстес пишет: «Слезы – река, которая вас куда-нибудь приведет. Плач разливается рекой вокруг лодки, несущей вашу душевную жизнь. Слезы поднимают вашу лодку с камней, с сухой земли и уносят течением в какие-то другие, лучшие места».

В боли необходимо открыть скрывающейся за ней смыл. Об этом говорит само слово за-болевание – то, что стоит за болью. Согласно В. Франклу, смысл всегда есть и человек стремится прежде всего не к получению удовольствия и избежанию боли, а к выявлению смысла своего непосредственно переживаемого существования. Вот почему человек готов даже страдать при условии, что его страдание имеет смысл.

О важности смысла говорит и Джеймс Холлис в работе «Душевные омуты»: «Энергия, необходимая для утверждения ценности во время печали, становится источником глубокого смысла. В том, чтобы не потерять этот смысл и перестать пытаться управлять естественным течением жизни, заключается истинная суть двойного воздействия печали и потерь». Он пишет: «Ничего из того, что когда-то было реальным, важным или тяжелым, не может потеряться навсегда. Только освободив свое воображение от контроля сознания, можно по-настоящему испытать тяжесть утраты и ощутить ее истинную ценность». На основании изложенного полагаю, что переживание боли требует от человека большого мужества, быть с тем что есть, болит, здесь и сейчас. Жить и испытывать боль - разновидность формы жизни. Кларисса П. Эстес говорит о том, что есть раны, которые встречаются у всех, а иногда близость с человеком чревата образованием шрама. Что обширные повреждения могут быть следствием наивного выбора, пребывания в западне, потерь. И разновидностей шрамов столько, сколько видов душевных ран. «Но хотя остаются шрамы, полезно помнить, что шрам прочнее, чем сама кожа и лучше переносит удары». Не надо пугаться, если боль будет возвращаться. Возвращение боли всегда будет напоминать об особой чувствительности к жизни. Кто я был (какие отношения у меня были), кто я есть (какие отношения у меня есть), каким я буду (какие отношения для меня будут важными, и иметь смысл).

И необходимо отметить, что некоторую боль, как часть процесса скорби, горевания невозможно прожить до конца. Эта боль может быть связана с утратой близкого человека. Кларисса П. Эстес пишет о том, что после трагедии человек продолжает проживать периоды активной скорби: «Хотя эти периоды становятся все более краткими и редкими, каждый рецидив по своей интенсивности приближается к той разрывающей душу скорби, которая была вызвана исходным событием». Но думаю что интенсивность боли будет меньше с каждым разом в том случае, если боль осознавать, проживать и чувствовать ее. Я не ставлю в настоящей статье задачу сподвигнуть других взять и начать испытывать не проживаемые чувства. В разные периоды жизни и в разных стадиях горя – необходима защита от боли, порой она спасает человеку жизнь. Но когда проходит время и защита начинает защищать не от боли, а от жизни, наступает момент, когда необходимо начать проживать боль. Столько боли, сколько терпимо, столько времени, сколько возможно. И начать воспринимать боль как естественную часть человеческого бытия.

Боль также естественна в гамме человеческих чувств, как и любой цвет, составляющий спектр. Если исключить один любой цвет из спектра, то получатся разные вариации цветов, но не будет цвета, который исключен, он не сможет внести свои оттенки в цветовую гамму, спектр станет беднее. Уже не получится смешать его с другими цветами и получить новые оттенки. Также и человек, обходя боль, теряет оттенки своей чувствительности.

Хотела сначала написать, что боль исцеляется именно болью, ее проживанием. Задумалась над вопросом – а надо ли боль исцелять? Сама боль и является лекарством. Но всегда надо быть аккуратным в дозе и выбирать ее самому согласно своим ощущениям.

Тогда, в конечном счете, встреча человека с болью приведет к встрече с самим собой.

Категория: Избранные публикации | Добавил: AAF (05.06.2013)
Просмотров: 2073 | Рейтинг: 0.0/0

Яндекс цитирования