Главная » Статьи » Избранные публикации |
Смертельно опасный экзамен
10 июня 2011 года Всплеск суицидов среди росcийских школьников, утверждают эксперты, приходится на период сдачи ЕГЭ Последний экзамен в форме ЕГЭ - по истории и физике - российские школьники будут сдавать на следующей неделе, 14 июня. После этого многочисленные чиновники системы образования начнут подводить итоги, делать выводы и строить прогнозы, касающиеся уровня знаний нынешних выпускников. Между тем, уже третий год подряд - с того момента, как единый госэкзамен стал обязательным на всей территории страны - в период проведения тестовых испытаний эксперты отмечают резкий всплеск самоубийств и попыток суицида среди школьников. Официальной статистики, сколько школьников наложили на себя руки по причине несданного госэкзамена, нет. Но, по данным, которые сообщают психологи, количество самоубийств среди выпускников за последние три года увеличилось вдвое. Притом, что попытку суицида в нашей стране предпринимает каждый двенадцатый подросток в возрасте от 15 до 19 лет. Для 2,5 тыс. она оказывается успешной. Только в прошлом году добровольно покинули этот мир более десятка выпускников из разных регионов. Вот только несколько примеров: 2 июня из окна 7-го этажа выбросился 16-летний московский школьник Женя Голобородько. Отец погибшего рассказал, что сын очень сильно переживал в ожидании результатов ЕГЭ по русскому языку. Также в преддверии сдачи единого госэкзамена наложил на себя руки 16-летний лицеист из Татарии. А в Учалинском районе Башкирии подросток выстрелил себе в голову из охотничьего ружья, получив неудовлетворительную оценку. Трагические итоги этого экзаменационного сезона пока не подведены. Но примеры страшного выбора уже имеются. Так, в Нижегородской области 15-летний юноша покончил с собой, получив «неудовлетворительно» на пробных ЕГЭ по русскому и литературе. А в Свердловской области беда со школьником 1995 года рождения произошла после резкого разговора с отцом по поводу плохой успеваемости. Парень повесился в этот же вечер во дворе дома родителей. «СП»: - Георгий Львович, вы в свое время возглавляли Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию в регионе. Насколько сильный стресс переживают выпускники? Почему? «СП»: - Что, по вашему мнению, помогло бы справиться с этим напряжением? - Ситуация с ЕГЭ ведь начинает напрягать уже с самого начала учебного года. Детям все время твердят: «Вас ждет ЕГЭ. У вас будет ЕГЭ. Нужно готовиться в ЕГЭ». А это напряжение как раз следовало бы убрать, чтобы ученики воспринимали саму экзаменационную тему, как нечто интересное и необходимое. Потому что, как выясняется, сейчас ЕГЭ все-таки не выявляет реальный уровень знаний. Чем-то это даже похоже на лотерею. Вторая проблема: как составлены вопросы в этих тестах? Насколько они корректны для понимания детей, чтобы они могли на них достаточно четко отвечать. Только один пример: в этом году ребята, кажется, впервые сдавали ЕГЭ по информатике. Мне дали глянуть, что там были за вопросы, и впечатление такое, что их составлял человек, с какими-то нарушениями мышления. Причем нарушение какого-то такого «шизоидного» плана. Потому что понять из этого вопроса просто ничего невозможно. А ведь задачу на экзамене надо ставить четко и доходчиво, иначе даже отличник способен впасть в ступор. «СП»: - Школа может помочь? Да и сама процедура экзаменов была бы оптимальной, чтобы все-таки ее проводили не напряженные учителя, которые сами дрожат от волнения, а люди, которые спокойно ведут себя и спокойно говорят. Здесь очень важна сама атмосфера. А если в школе начинают запугивать с 1 сентября, то понятно, что это учреждение необходимым уровнем психологического комфорта не обладает. «СП»: - Нужен ли в каких-то случаях индивидуальный подход? «СП»: - А вообще уровень суицида среди подростков вырос? - Точными данными не обладаю. Но по завершенным суицидам - это информация, которую мы должны ежегодно подавать во Всемирную организацию здравоохранения - такая тенденция прослеживается. Собственно говоря, суть даже не в том, чтобы сказать: да, это есть. Главное понять причины и факторы, которые на это влияют. А здесь, по- моему, какую-то роль играют напряжение в семье, безалаберность нашей нынешней социальной ситуации, несомненно, потому что это всегда увеличивает число суицидов. Какую-то роль играет то, что современный подросток - это личность человека тревожного, неустойчивого и неуверенного. И большую роль, конечно, играет то, что возможностей реализовать себя в этой жизни молодым людям все сложней и сложней: социальные лестницы разрушены. В министерстве образования Свердловской области не отрицают обострившейся проблемы детских самоубийств. Однако не склонны винить в этом образовательный процесс. Источник: http://www.svpressa.ru/society/article/44430/ | |
Просмотров: 1928
| Теги: |