Главная » Статьи » Избранные публикации |
Как мы играем? Опыт работы с детьми с помощью психодрамы
Все дети любят играть. Игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенности детских игр можно проследить в ролевой игре («Дочки-матери», «Доктор», «Шофёр», «Воспитатель», «Черепашки-Нинзя» и др.). Дети отражают в играх свои конфликты, отыгрывают эмоции и страхи. Игры дают возможность ребятам проиграть конфликты на символическом уровне, пережить заново сценарии из жизни, «найти себя» посредством игры. Игровая деятельность детей из обычных семей отличается разнообразием, оригинальностью сюжета, творческим подходом. А как же играют дети, которые волею судьбы оказались в приюте? Для того чтобы разобраться с играми «необычных» детей, давайте познакомимся с методом психодрамы. «Психодрама принадлежит к гуманистической и ориентированной на переживание психотерапии, и восходит к Дж. Л. Морено, который создал эту форму психотерапии, основываясь на спонтанных ролевых и импровизированных играх детей». А.Айхингер и В.Холл еще в далеком 1976 году начали применять психодраму в работе с детскими группами. Они использовали этот метод, модифицируя его в работе с семьями, отдельными детьми и подростками, а также в профилактической работе с детьми, в детских садах и школах, в работе с воспитателями и учителями. Достоинства психодраматических методов в том, что они: — включают в себя важные элементы личностной проекции и идентификации; — рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение членов взаимодействия; — фокусируют внимание на социальной системе и процессах социального взаимодействия; — способствуют выражению «запрещенных эмоций», которые буквально переполняют детей (гнев, страх, раздражения, обиды), и нахождению культуросообразных способов их выражения. Психодрама может помочь: — отыграть вовне драму внутреннего мира; — овладеть своим прошлым и «попрощаться с ним»; — поверить в себя, в свои силы и возможность изменений; — найти оптимальные способы поведения в трудных жизненных ситуациях; — освоить новые роли и модели поведения. Целью психодрамы является пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в акте творчества, то есть в проявлении некой модели поведения. Развивающий эффект психодрамы достигается за счет катарсиса – снятия напряжения и обучения ролевым играм, включающего обучение спонтанности и расширение имеющегося ролевого репертуара (иногда даже отказ от некоторых ролей). Кроме того, стоит признать эффективность невербального компонента в психодраме. С помощью жестов и мимики более многогранно раскрывается душевная жизнь не только взрослых, но и детей. Я два года работаю психологом в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Ласточка» (город Нижний Новгород), занимаюсь с детьми в возрасте от 3 до 16 лет. Взаимодействуя с детьми младшего школьного возраста, в психодраме я использовала фигурки-игрушки, поскольку в нашем учреждении нет возможности для какой-либо другой игровой психотерапии, в том числе и песочной. Техники психодрамы разнообразны, и существует множество подходов к их классификации. В своей работе я использовала технику «Монолог». Эта техника предполагает, что протагонист (участник), для которого в этот момент делается некоторое психодраматическое действие, вслух выражает свои чувства и мысли, как бы советуясь сам с собой. Монолог может выглядеть как комментирование своих действий на разных этапах драмы. В качестве фазы разогрева я задавала детям вопросы об их самочувствии, настроении, о том, чем они занимались в течение дня. Потом наступало драматическое действие. В ходе игр выявились следующие особенности детской психики: у ребят нет социального опыта, нет того, что обозначается как «общее развитие». У малышей плохо развито воображение, которое тоже требует «материала» для фантазирования. Таким образом, работа с ребенком была направлена на поддержку его «Я», его внешних и внутренних ресурсов, на отреагирование агрессивных импульсов, снятия напряженности. Например, когда мальчику предложили в первый раз поиграть, он не смог придумать сюжет игры, молчал и только после того, как я его заинтересовала своим сюжетом, он начал играть. Игра была примитивной. В дальнейшем, от занятия к занятию, мальчик начал воспроизводить более интересные сюжеты для игр: «Спасение дракончика», «Футбол». Психодраматические сессии опять-таки отличались стереотипностью. В них проявились агрессивные импульсы ребенка, его упрямство, капризность. Мальчик Н. пытался занять роль непобедимого, выдающегося героя, что является компенсаторным механизмом ощущения своей уязвимости, малозначимости. Результаты работы с мальчиком заключаются в том, что ребенок стал менее тревожным и агрессивным, стал больше общаться с детьми и взрослыми, проявлять заинтересованность в психокоррекционных занятиях. На протяжении месяца я занималась также и с девочкой-школьницей, учащейся первого класса. По характеру ребенок общительный, контактный, доброжелательный, спокойный, раскрывается в переживаниях. Запас знаний и представлений об окружающем у А. соответствует возрасту. Девочка охотно играет с детьми в совместные сюжетно – ролевые игры, выполняет взятые на себя роли в соответствии с сюжетом игры. На занятиях психодрамой она воспроизводила конфликт «Разлука с родителями». Сюжет, олицетворяющий похищение и спасение одного из родственников, повторялся более других в играх девочки А. При этом ребенок наслаждался восхищенным отзеркаливанием, поэтому часто аналогичные сцены повторялись. В целом, игры девочки также как и у мальчика, отличались однообразием (игра «Драка»). Сюжет «Борьба одного против всех» - на первый план выводится механизм компенсации беззащитности, беспомощности, бессилия, который так характерен для детей. Актуальной оказалась тема дефицита родительского внимания, в том числе внимания отца. Малышка стремилась отдать эту роль мне, чтобы наслаждаться отношениями в игре. Занимаясь психодрамой, девочка выражала свою готовность к сотрудничеству и получала удовольствие от игры, даже предлагала принести свои игрушки. Часто в ходе работы с детьми по методу психодрамы вохникала «сверхреальность»: в психодраматическом действии на сцене возникали такие ситуации и события, которые, по словам Зерки Морено, «никогда не происходили, не произойдут и не могут произойти. Одна из самых сильных сторон психодраматического процесса заключается в сценическом воплощении таких ситуаций, позволяющих испытать связанные с ними страхи, эмоции, фантазии и желания. Да и сами переживания, возникающие в « сверхреальности», можно считать реализацией одной из самых уникальных терапевтических возможностей психодрамы», а именно возможности фантазирования, которая помогает развивать воображение и креативный потенциал личности. В психодраме сознательно создаётся обстановка любви и добра, что способствует позитивному принятию детей, а также является возможностью свободного самовыражения. Дети часто используют символы, которые сами не всегда могут понять – это реакция на процессы, происходящие внутри, корни которых могут уходить далеко в бессознательное Таким образом, занятия психодрамой позволили ребятам активно прожить и проиграть конфликтные ситуации в семье и детском коллективе, дети смогли попробовать новые для себя роли, преодолеть эгоцентризм, стать увереннее, коммуникабельнее, научится сотрудничать и выстраивать равноправные отношения со сверстниками. Дети, проигрывая свои проблемы так, как им хочется, учились постепенно справляться с ними. Стоит отметить, что персонал социально-реабилитационного центра (воспитатели, социальные педагоги) на ментальном уровне не был готов к работе с детьми в рамках психодрамы. Они сочли подобные занятия «ерундой». Для воспитателей было актуально развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста. Для педагогов же остаются удобными привычные методы работы: организующие, контролирующие и оценивающие. В связи с этим, я считаю, что в работе с детьми из приютов целесообразно использовать сказки - читать их, закрепляя словарный запас. Сказки, которые понравились, можно проигрывать на фигурках или куклах, чтобы у детей формировалась основа для сюжетов. Малыши будут выбирать значимые для них сказки и эпизоды. Исходя из знаний о наших детях, можно подбирать сказки и выйти на сказкотерапию. Мы, психологи социально-реабилитационного центра, рекомендуем проводить занятия с детьми, сочетающие в себе игровую деятельность (придумывание, постановка и разыгрывание общей истории) и взаимодействие с группой сверстников. 27.12.2010 Источник: http://psy.su/interview/2333/ | |
Просмотров: 2742
| Теги: |