Главная » Статьи » Избранные публикации |
Отверженные и отчужденные
Еще одна статья о трудных подростках. Корчагина Юлия, психолог, канд. психол. наук В каждой школе и в каждом классе есть ученики, которые не вызывают у педагогов добрых чувств. Это ученики, не справляющиеся с учебной нагрузкой, нарушающие дисциплину и единодушно отнесенные педагогами в категорию «трудных». Они – другие.
Неприязнь, существующая между педагогами и «трудными» подростками, как правило, взаимна. Ученик, длительное время не справляющийся со школьной программой, редко сохраняет позитивное отношение к школе. Состояние хронической неудовлетворенности, в котором он находится, влияет на его отношение не только к учебе, но и к учителям, и к более успешным одноклассникам. Такая ситуация отрицательно влияет на развитие его личности. Как правило, у неуспешных младших школьников сначала появляется «синдром тревожного ожидания», часто называемый школьной фобией (или школьной тревожностью). В поведении ребенка начинает наблюдаться чрезмерное волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, ожидание плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников. Длительное тревожное ожидание не ведет к преодолению сложившейся ситуации; напротив, у школьника появляется желание устранить чувство эмоционального дискомфорта, связанного с ситуацией школьной неуспеваемости. Этот момент является особенно важным для понимания взаимосвязи неуспеваемости и нарушений поведения: ученик переключается на способы поведения, доставляющие удовольствие. Вырос я во дворе, среди таких же, как я – мальчишек «с ключом на шее». Это означало, что наши родители работали с утра до вечера, а мы проводили время во дворе, в подъезде, в подвале, на чердаке или друг у друга в гостях. Эта мальчишеская жизнь была интересна и полна приключений. В школу я пошел с удовольствием – но уже через несколько дней разочаровался. Я хотел играть и не хотел делать уроки. Красивый школьный рюкзак и яркий пенал к концу первой недели перестали меня радовать. Уже в первом классе меня объявили «трудным», а потом «поставили» на внутришкольный учет за то, что катаясь по перилам (по замечательным широким скользким перилам), я случайно толкнул учительницу. К пятому классу от желания учиться вообще ничего не осталось. В школу я ходил все реже и реже. Иногда я специально «срывал» уроки, чтобы развлечься. Мне нравилось «доводить» учителей – особенно тех, которые явно были настроены против меня. Меня выгоняли с уроков – и я шел к друзьям, на улицу, или в кино, или еще куда-нибудь. В семнадцать там же во дворе я попробовал героин и очень быстро «подсел» на него. Мне было вполне комфортно. Окружающий мир больше не беспокоил меня. Уход от реальности, описанный в истории Кирилла – не единственный исход состояния школьной и социальной дезадаптации. «Выпавшие» из процесса школьного обучения, отвергаемые «позитивным большинством» подростки нередко активно противостоят окружающему их «враждебному» миру, обращая на себя внимание грубыми нарушениями дисциплины и правопорядка. Отверженность — психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся во враждебной установке по отношению к обществу и девиантном поведении1 . Близким к «отверженности» является и термин «отчуждение». В социальной психологии под отчуждением понимаются такие отношения человека с миром, при которых другие люди как носители норм и ценностей осознаются «противоположными» - от несходства до неприятия и враждебности2 . Отчуждение проявляет себя через переживание чувства обособленности, одиночества, бессилия, бессмысленности, отвержения, потери собственного Я и даже презрения к себе. Противостояние отвергаемого, « отчужденного» подростка и общества нередко носит активный и обоюдный характер. Стас: ретроспектива номер два. Когда мне было два года, пьяный отец нес меня на руках и, споткнувшись, уронил на асфальт. Кажется, я сильно ударился головой. В три меня отдали на «пятидневку», потому что бабушка сильно заболела и больше не могла со мной «сидеть». Мама все время работала, а папа пил и тоже работал. В пять меня хотели выгнать из детского садика, потому что я укусил воспитательницу – когда она больно схватила меня за руку, чтобы поставить в угол. В шесть я пошел в школу – и тут же узнал, что я – педагогически запущенный ребенок из неблагополучной семьи, неспособный к обучению. Мне действительно было очень трудно учиться. Когда я смотрел в учебник и пытался понять объяснения учителя, моя голова как будто наполнялась туманом и становилась тупой-тупой. В первый класс я ходил два раза, но это не помогло. После седьмого класса я совсем перестал ходить в школу - просто не вернулся туда после летних каникул. К семнадцати я имел условную судимость, много пил, нигде не учился и не работал. ----------------------------------- Иногда эти истории имеют более или менее благополучное продолжение. Но, к сожалению, «хэппи энд» случается далеко не всегда. Многие истории заканчиваются печально и даже трагично. Вика: ретроспектива номер три. Я из многодетной семьи. Точно не знаю, но слышала, что моя мама – умственно отсталая. Она нигде не работала, а занималась домашним хозяйством. Папа тоже был, но он редко появлялся дома. Кажется, у него была еще одна семья. Школу я старалась не прогуливать, но учеба мне давалась плохо. Родители других детей запрещали им дружить со мной – боялись плохого влияния. Учителя несколько раз предлагали моей маме перевести меня в школу для умственно отсталых или отдать в интернат. Мама не соглашалась. Мне очень нужен был взрослый, с которым я могла бы поговорить о своих проблемах. Маму я не хотела расстраивать, а с учителя меня не любили и осуждали. Наверно, финал моей истории вполне закономерный. Какое у меня могло быть будущее? Сейчас мне было бы семнадцать – но несколько лет назад, перебегая дорогу, я попала под машину. Самое ужасное, что водитель тоже погиб – он пытался меня объехать и сознательно направил свой автомобиль в столб. Некоторые взрослые говорили, что из-за малолетней дебилки и проститутки погиб замечательный парень. То есть, если бы я была отличницей и девственницей, моя жизнь и его смерть имели бы больше смысла. И тогда это была бы история не про вину и почти убийство, а про несчастный случай и трагедию. Про героический выбор прекрасного человека, а про не ошибку, стоившую ему жизни. -------------------------------- Очень грустно понимать, что далеко не всегда можно изменить реальность, даже имея большое желание помочь, поддержать, изменить, перевоспитать, предупредить. Даже самый лучший педагог – не всесилен. Он не провидец и не волшебник. И самое большее, что он может сделать – это стать тем самым авторитетным «значимым взрослым» для трудного подростка, который способен терпеливо общаться, уважая в этом общении – и себя самого, и подростка. Думать, анализировать и искать вместе с подростком его способности и сильные стороны. И быть готовым к тому, что серьезные перемены требуют времени. Возможно, трудный подросток уже окончит школу, и полностью сменится «контекст», в котором он существует – и только тогда станет понятно, что именно тогда, несколько лет назад была заложена основа для изменений к лучшему. «Fais ce que dois, advienne que pourra» (фр.). - «Делай, что должен – и пусть будет, что будет». Многие бывшие «трудные подростки» рассказывают о том, что у них были такие педагоги. Они вспоминают их с благодарностью и уважением. Уже взрослые мужчины и женщины по-детски трепетно называют их имена и отчества. Катя: ретроспектива номер четыре. К пятому классу стало ясно: учиться я не смогу. Конечно, я продолжала ходить в школу и даже не пропускала уроки. У нас с этим было очень строго. Кроме того, я боялась родителей: за двойки меня били ремнем, не говоря уже о прогулах. Некоторые учителя ставили мне единицы: по их мнению, даже двоек я не заслуживала. Я еле-еле закончила восемь классов. Моими друзьями были самые «отпетые» хулиганы, многие из которых сразу после школы отправились в тюрьму. В ПТУ я учиться не захотела – в четырнадцать лет пошла работать. Но все-таки я вспоминаю школу с благодарностью – потому что там была Кристина Николаевна, моя учительница начальных классов. Она хорошо относилась ко мне и ни разу не повысила на меня голос. Я всегда знала, что могу к ней придти за советом. Она меня внимательно слушала, переживала вместе со мной, что-то подсказывала. Она хвалила меня за настойчивость и сильный характер (остальные видели только упрямство и агрессивность). Теперь, когда после окончания школы прошло уже много лет, я точно знаю, что она была права – именно замеченные Кристиной Николаевной качества помогли мне впоследствии получить образование и найти серьезную, хорошую работу. От двоечницы и хулиганки Катьки не осталось и следа. Кристина Николаевна была первой, кто увидел мой диплом об окончании института – пусть не в двадцать лет, как положено, а почти в тридцать. В дипломе были только четверки и пятерки. 1 Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с. 2 Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с. Источник: http://www.psycenter.ru/otverzhennyie-i-otchuzhdennyie | |
Просмотров: 2057
| Теги: |