Главная » Статьи » Избранные публикации

Наследственность или воспитание: откуда берутся трудные дети?

трудный ребенокКорчагина Юлия, психолог, канд. психол. наук.

От яблоньки - яблочко, от елочки - шишка.
Какие корешки такие и ветки, какие родители, такие и детки.
Каков дуб, таков и клин.
Каково семя, таково и племя.
                  Русские народные пословицы

Что отражено в этих пословицах: народная мудрость или стереотип, мешающий понять истинные причины и многообразие факторов, определяющих действия, поступки, образ жизни?

Пытаясь объяснить человеческое поведение – особенно, если оно значительно отклоняется от принятой нормы, мы задаем вопросы: почему он так себя ведет? Можно ли изменить его поведение к лучшему? Что для этого нужно сделать?

«Чего от него еще ждать, – вздыхают окружающие, говоря о трудном (непослушном, ленивом, агрессивном) ребенке или подростке. - Посмотрите на его семью: какие родители, такие и дети».

Обязательно ли у родителей-алкоголиков, родителей-преступников и дети вырастут любителями спиртного и нарушителями закона? Передается ли склонность к отклоняющемуся поведению по наследству? Есть ли особые причины биологического характера, ответственные за возникновение нарушений в поведении? Не будут ли напрасны все наши воспитательные усилия?

В течение долгого времени попытки ученых объяснить поведение человека носили биологический характер.
Одно из первых направлений, возникшее в рамках биологических теорий, называется конституциональным.

Конституция человека (лат. constitutio - состояние, устройство) - совокупность относительно устойчивых морфологических и функциональных особенностей человека, обусловленных наследственностью (генотипом). Конституция проявляется в особенностях строения тела, свойств и функций организма (в том числе - особенностей высшей нервной деятельности).

Ярким представителем этого направления был итальянский криминалист и психиатр девятнадцатого века Чезаре Ломброзо. Он утверждал, что существуют «прирожденные» преступники, относящиеся к более примитивному человеческому типу, и пытался описать их характерный облик путем измерений черепа, роста, веса, выявления аномалий строения тела. Результаты исследований Ломброзо опубликовал в 1876 году в работе «Преступный человек». По его мнению, типичный врожденный преступник имеет скошенный лоб, удлиненные или неразвитые мочки ушей, крупный подбородок (выдающуюся челюсть), складки на лице, длинные руки, чрезмерную волосатость или, наоборот, склонность к облысению.

Чезаре Ломброзо был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники неисправимы: они никогда не смогут справиться со своими инстинктами и не начнут соблюдать правила поведения.

Менее известен другой исследователь - Ричард Дагдейл, исследовавший фамильное дерево американской семьи Джуксов. Он подсчитал, что в семи поколениях из 1200 членов семьи 140 оказались преступниками! Дагдейл сравнил Джуксов с потомками Джонатана Эдварса - известного проповедника. Среди них оказались высшие судейские чиновники, писатели и религиозные деятели и даже один из президентов Соединенных Штатов Америки. Исследователь сделал вывод о генетической предрасположенности к преступному поведению, передающейся из поколения в поколение. Но эти выводы были признаны несостоятельными: несмотря на то, что среди потомков Эдварсов не было людей, совершивших преступления, они нашлись среди их предков, как и у Джуксов.

Теория Ломброзо также не подтвердилась. В 1913 году врач королевской тюрьмы в Англии Чарльз Горинг провел исследование и опубликовал работу «Заключенные в Англии», выводы которой ее полностью опровергли.


Современные последователи Ломброзо провели исследование взаимосвязи внешней привлекательности школьников и асоциального поведения. В результате оказалось, что асоциальным образом чаще ведут себя школьники, которых сверстники оценили как непривлекательных. Но этот результат нельзя считать подтверждением теории итальянского криминалиста. Вполне возможно, что мы имеем дело с механизмом «самореализующегося пророчества»: будучи негативно оцененными по внешнему виду, такие дети и в поведении начинают демонстрировать отрицательные характеристики.

Ученые еще не раз возвращались к идее биологической обусловленности характера и поведения.
Немецкий психиатр и психолог Эрнст Кречмер на основе особенностей телосложения человека создал типологию темпераментов. Работа «Строение тела и характер» принесла ему всемирную известность. Он выделял три типа телосложения: лептосомный, пикнический и атлетический.

Лептосомный (от греч. lерtos - тонкий, нежный и soma - тело) - тип телосложения, характеризующийся худощавостью, то есть отставанием роста тканей в толщину по сравнению с ростом в длину.

Пикнический тип (от греч. pyknos — плотный) - тучный, с коренастой фигурой, короткой шеей и большим животом
Кречмер считал, что люди с пикническим типом конституции больше других склонны к маниакально-депрессивным психозам (заболевание, протекающее в форме чередующихся периодов сильно сниженного и чрезмерно повышенного настроения). Людей с лептосомным типом он относил к группе риска по шизофрении (заболеванию, характеризующемуся нарушением связи с реальностью, галлюцинаторными или бредовыми переживаниями, нарушениями мыслительной и эмоциональной сферы).

Американский врач-психолог Уильям Шелдон также исследовал связь между типами темперамента и соматическим строением человека. Он тоже выделил три типа телосложения: эндоморфный (большое количество жира, округлые формы), эктоморфный (высокий рост, тонкость и хрупкость тела) и мезоморфный (мускулистость, широкая грудная клетка и плечи, узкие бедра). Эндоморфы обычно расслаблены, общительны и любят комфорт; эктоморфы сдержанны, скованны, чувствительны, неловки в социальных контактах, стремятся к одиночеству; мезоморфы энергичны, уверенны в осанке и движениях, стремятся к власти и риску. Именно мезоморфы, с точки зрения Шелдона, в большей степени склонны к доминированию, активности, агрессии и насилию.

Второе крупное направление в биологических теориях, объясняющих поведение, - психогенетическое. Здесь мы вплотную приближается к вопросу о роли наследственности и среды в формировании характера и поведения человека.

Психогенетика - область знаний, пограничная между психологией и генетикой. Предметом исследования психогенетики является соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариативности психических черт человека.

Основанием для развития психогенетики послужило открытие австрийского биолога Грегора Менделя о закономерностях передачи наследственных задатков. Он выявил, что наследственные факторы (сегодня их называют генами) не исчезают, а проявляются вновь в следующих поколениях.
В психологию понятие наследственности ввел Фрэнсис Гальтон, английский психолог и антрополог, двоюродный брат Чарлза Дарвина. Он считал, что решающую роль в физическом и психическом развитии индивида играет фактор наследственности и что различия между индивидами как телесного, так и психологического порядка могут быть объяснены только в понятиях учения о наследственности.
Для проведения исследований, проверяющих выдвинутые им гипотезы, Гальтон использовал предложенный им близнецовый метод.

Близнецовый метод - один из наиболее информативных методов психогенетики, основанный на сопоставлении внутрипарного сходства генетически идентичных монозиготных и неидентичных дизиготных близнецов. Монозиготные близнецы развиваются из одной зиготы (оплодотворенной яйцеклетки, которая иногда на ранних стадиях своего деления дает начало двум эмбриональным структурам). Монозиготные близнецы - единственные люди, имеющие идентичный набор генов.

Дизиготные близнецы развиваются из двух одновременно оплодотворенных яйцеклеток; у них, как и у обычных родных братьев и сестер, в среднем 50% общих генов.

Если по какому-либо показателю психического развития монозиготные близнецы обнаруживают большее внутрипарное сходство, чем дизиготные, то это рассматривается как признак зависимости данного показателя от генетических факторов. Иными словами, этот признак передается по наследству.

Результаты проведенных исследований оказались очень противоречивы.
Некоторые из них подтверждают влияние генетики на криминальность. Например, было выявлено, что 50-70% монозиготных близнецовых пар имеют сходную криминальную историю, в то время как у «обычных» (дизиготных) близнецов такая схожесть встречается значительно реже - в 20 % случаев. Однако в других исследованиях эти результаты не подтверждаются.

Еще один метод, с помощью которого ученые проводят исследования о влиянии наследственности, называется метод приемных детей.

Метод приемных детей - психогенетический метод, позволяющий судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями. Биологические родители имеют в среднем 50% общих с ребенком генов, но живут в другой социальной среде; приемные родители не имеют с ребенком общих генов, но живут в одинаковой среде. Если дети, вскоре после рождения взятые на воспитание в другие семьи, обнаруживают большее сходство со своими биологическими родителями, чем с приемными, это становится доказательством генетического влияния.

Согласно проведенным исследованиям, только некоторая, достаточно малая часть приемных детей от криминальных родителей становятся преступниками, что подразумевает довольно скромный вклад генетики в преступность. Однако влияния, предшествующие усыновлению, повышают риск возникновения у ребенка физических недостатков, задержек развития и нарушений поведения (стрессы, патология беременности, преждевременные роды). Особенно явно такая взаимосвязь прослеживается у лиц, совершивших достаточно серьезные преступления.

Следует отметить, что работы Гальтона положили начало многочисленным исследованиям наследственной обусловленности интеллекта и личностных черт.

Например, Нэнси Петерсон обнаружила, что такие характеристики поведения как уровень экстраверсии/интроверсии (направленность во внешний/внутренний мир) и уровень нейротизма (эмоциональная неустойчивость) генетически обусловлены, то есть являются наследственными.

Третье направление в биологических теориях – биокриминологическое. Основной гипотезой этого направления является хромосомная гипотеза. В рамках этого направления учеными также делались попытки установить связь между преступным поведением и наследственностью. Выдвигались предположения, что среди преступников, особенно виновных в тяжких преступлениях, по сравнению с популяцией в целом непропорционально высока доля людей с добавочной Y-хромосомой. Было показано, что среди заключенных такая аномалия встречается в 15 раз чаще. Однако и эта гипотеза не подтвердилась окончательно: не все повторные исследования подтвердили полученный результат. Кроме того, было предложено и альтернативное объяснение: склонность к противоправному поведению носителей лишней хромосомы вызвана не наличием «лишней» хромосомы, а связанных с ней индивидуальных особенностей, таких как быстрое созревание в сочетании с низким интеллектом.

Четвертое направление связано с исследованием гормональных влияний и может быть названо биохимическим. Ученые предположили, что агрессивное поведение может быть обусловлено влиянием андрогенов (мужских половых гормонов). Многочисленные эксперименты по проверке этой гипотезы дали также весьма противоречивую информацию. В результате большинство исследователей склонилось к мысли, что тестостерон лишь косвенно влияет на уровень агрессии – он определяет активность и доминантность личности. Это достаточно нейтральные характеристики личности: обладающий ими человек в зависимости от внешних условий может стать как разрушителем и агрессором, так и целеустремленным, позитивным лидером.

Пятое направление в биологических теориях изучает взаимосвязь дисфункций (повреждений) головного мозга и отклоняющегося поведения. Представители данного направления также объясняют нарушения поведения с точки зрения биологического функционирования человека.

Повреждение головного мозга может быть результатом перинатальных осложнений, черепно-мозговых травм, опухолей, инфекций или воздействия токсических веществ. Согласно традиционному представлению об организации мозга, кора больших полушарий (более позднее, зрелое образование) контролирует более примитивные подкорковые области. С этой точки зрения агрессивные действия человека могут быть симптомами дезорганизации головного мозга: из-за снижения тормозящего контроля коры высвобождается подкорковая активность, что в поведении может проявляться как импульсивность, вспыльчивость, «расторможенность». С другой стороны, повреждение мозга может привести к несформированности или дефициту функций, необходимых для социализации (например, повреждение лобных долей мозга снижает возможности контроля за своим поведением, предвидения его результатов). Есть мнение, что детская гиперактивность также связана с минимальными дисфункциями головного мозга.

Вывод.
В последнее время популярность биологических теорий заметно упала. Все больший вес приобретают социологические, культурологические и психологические концепции. Невозможно такой сложный и многогранный феномен как человеческое поведение объяснять причинами лишь биологического порядка.

Однако, возвращаясь к практике ежедневного общения с детьми, отметим, что бывает непросто понять мотивы ребенка и те глубинные процессы, которые участвуют в формировании его личности и влияют на его поведение. И по-прежнему существует соблазн оправдать собственное педагогическое бессилие непреодолимостью независимых от нас наследственных и медицинских факторов. Не следует поддаваться этому соблазну.

Биологические особенности и нарушения определяют только силу и характер реакций на внешние воздействия. Само же поведение определяется сложным взаимодействием биологических, индивидуально-психологических и социальных факторов. Это подтверждено большинством серьезных исследований.

Корчагина Юлия, психолог, канд. психол. наук.




Источник: http://www.psycenter.ru/nasledstvennost-ili-vospitanie-otkuda-berutsya-trudnyie-deti
Категория: Избранные публикации | Добавил: freelance (27.08.2011) | Автор: Корчагина Юлия
Просмотров: 3386 | Теги: детский психиатр, трудный подросток, трудный ребенок | Рейтинг: 2.0/1

Яндекс цитирования